Неврозы у детей

Невроз – это заболевание, возникшее вследствие пережитой психической травме. В обостренной форме оно, как правило, отражает состояние отношений между разными поколениями одной семьи – отсутствие взаимопонимания, признания, любви, невозможность самореализации и многое другое. Первоначально неврозы детей представляют собой эмоциональные расстройства, возникающие в основном при нарушении отношений с родителями. Не секрет, что родители, перегруженные собственными проблемами, нередко сами больны неврозом и, кроме того, воспитывают детей, механически перенося на них устаревшие педагогические догмы и прошлый опыт, по сути травмирующий ребенка. Все это говорит о том, что заболевание ребенка – это отражение личностных проблем родителей.

Самые распространенные причины неврозов:

Социально – психологические:

- наличие одного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько;

- недостаточная психологическая совместимость родителей и детей;

- конфликты;

- авторитарность и диктат в семье одного из взрослых;

- изоляция семьи от внешних контактов;

- перестановка традиционных семейных ролей;

Социально – экономические:

- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи;

- занятость родителей;

- ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли;

Социально – культурные:

- недостаток условий для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения;

- необходимость успевать за бешеными ритмами жизни, дефицит времени;

- скученность;

Каждый возраст по-своему чувствителен к отношениям родителей.

В преддошкольном возрасте особо травмирующим фактором является разлука с матерью (помещение в ясли). Опасны также борьба с темпераментом и упрямством детей.

В младшем дошкольном возрасте (до 5 лет) особо уязвимо чувство любви и эмоциональное развитие в целом. Их легко травмировать чрезмерно строгим отношением. Пик потребности в любви у 3-4 летних детей часто не совпадает с ответным чувством любви матери, запаздывающей с его проявлением.

В младшем школьном возрасте опасны чрезмерные требования к успеваемости, интеллектуальной нагрузке, чувству ответственности, которые ребенок не может оправдать и выполнить.

В подростковом возрасте чувствительными зонами являются такие личностные характеристики, как самосознание и самоуважение, интересы и увлечения.

В школьном возрасте большое значение имеют недоверие к возможностям детей, избыточный контроль за выполнением домашних заданий, интеллектуальный прессинг и предвзятость в оценках.

Разграничение неврозов

Предложено много классификаций неврозов. Наиболее распространенным является деление неврозов на неврастению, невроз страха, невроз навязчивых состояний и истерический невроз.

При неврастении преобладают такие симптомы, как повышенная психическая утомляемость (астения), отвлекаемость и трудность концентрации внимания, сочетающиеся с раздражительной слабостью (своего рода недержанием эмоций и их быстрым истощением), общей вялостью и невыносливостью.

Для невроза страха характерно большое количество страхов, что указывает на общий высокий уровень тревожности и неуверенности в себе.

Невроз навязчивых состояний характеризуется идущими помимо желания навязчивыми страхами, мыслями и действиями, нередко при наличии постоянных сомнений и колебании в принятии решений (мнительности).

В истерическом неврозе на первый план выступают расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания окружающих на своем болезненном состоянии.

Итак, каждая клиническая форма невроза имеет свой, присущий ей центральный внутренний конфликт.

При неврастении это конфликт самоутверждения (между возможностями и потребностями, например, когда потребности со стороны родителей не соответствуют возможностям формирующейся психики ребенка и он не может, несмотря на желание, утвердить себя в каких-то значимых для себя областях или сторонах отношений.

При неврозе страха – конфликт самоопределения.

При неврозе навязчивых состояний – моральный конфликт.

При истерическом неврозе – конфликт признания.

Особенности раннего психического развития детей, впоследствии заболевающих неврозами

Здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психического состояния женщины во время беременности. Иногда в определенные периоды жизни беременность и роды могут быть нежелательными, поэтому некоторые женщины не сразу эмоционально положительно встречают мысль о предстоящем материнстве.

Результаты анкетных опросов (см. Захаров А.И. «как предупредить отклонения в поведении ребенка») показывают, что большинство детей, которых «не ждали», в дальнейшем заболевало неврозом страха, поскольку первичная неуверенность в их рождении со стороны родителей в какой-то мере отражалась на появлении у них в последующем неуверенности в себе.

Большинство женщин во время беременности находилось в состоянии выраженного эмоционального стресса (волнения в связи с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, отношениями с мужем и его родственниками и др.), результатом которого нередко была угроза выкидыша. Дети, пренатальное развитие которых осложнялось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевали неврозом страха.

Если учесть, что мальчиков, больных неврозами, в 2 раза больше. Чем девочек, то это указывает на большую чувствительность мальчиков к стрессу вообще и их относительно меньшую биологическую выносливость.

Отрицательное отношение к беременности и несоответствие пола ребенка ожидаемого родителями встречались в 68% случаев и часто имели последствием заболевание детей неврозом страха. Таким образом. Невроз страха в большей степени, чем остальные неврозы, является откликом на нежелательность детей и патологию их вынашивания.

Но и в первый год жизни ребенка психическое состояние матери влияет на состояние малыша. Излишние ее волнения только усиливают беспокойство ребенка.

Привязанность детей к родителям

Потребность в привязанности – одно из наиболее важных условий психического развития человека. Мотивация привязанности имеет преимущественно эмоциональный характер. Ребенок, имеющий положительный опыт привязанности в первые годы жизни, в дальнейшем отличается большей устойчивостью своих интересов. Привязанность к матери – первый групповой феномен в системе формирующих отношений ребенка. Односторонняя привязанность к одному из родителей после 3 лет, указывает на проблемы во взаимоотношениях с другим родителем. Чем больше ребенок боится одного из родителей, тем больше он привязан к другому. Страхи и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому привязан ребенок. Затруднения в общении со сверстниками другого пола будут больше у детей, односторонне привязанных к родителю другого пола. Примеры.

Системные неврозы и неврозоподобные состояния

Системные неврозы:

  • невротическое заикание;
  • невротические тики;
  • невротические расстройства сна;
  • невротическое отсутствие аппетита;
  • энурез неорганической природы;
  • энкопрез неорганической природы;
  • патологические привычки детского возраста:
  • сосание пальцев (хейломания)
  • кусание ногтей (онихофагия)
  • мастурбация (онанизм)
  • выдергивание волос (трихотиломания)

В системные неврозы включены патологические привычки детского возраста. Они согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, отнесены в группу «Эмоциональные расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте». Не всегда эти привычки, особенно слабовыраженные, например сосание пальцев, кусание ногтей или нередко встречаемая мастурбация, являются болезнью, поэтому не следует по «каждому чиху» считать ребенка больным.

Неврозоподобные состояния:

Это группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы, но не обусловленных психогенными воздействиями. Они относятся больше к органическим заболеваниям, чем к неврозам. В их основе лежит легкая остаточная мозговая патология вследствие дородового нарушения развития или перенесенных после рождения или в раннем возрасте заболеваний нервной системы, а также соматическая патология (заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, аллергизация организма).

Литература:

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М.: Просвещение, 1986.- 128 с.

  2. Статья Косаревой С.П. из газеты «Пока не поздно» №16/2004 «Неврозы у детей».

  3. Шанько Г.Г. Неврозы у детей - Минск: Харвест, 2007. – 304 с.

Составила психолог Екатерина Грибкова